Финмаркет,
29 декабря 2020 г.
Итоги года: У страха глаза велики - год пандемии страховщики провожают с новыми надеждами
438 просмотров
Цифровой рывок
Цифровизация стала хитом года для страховщиков и объединений. К электронному бизнесу страховщики готовились и прежде, но не спешили, в том числе опасаясь развития мошенничества. Все покатилось как с горы с переходом в дистанционные формы взаимодействия. Там, где работали цеха по производству электронных полисов, разворачивались целые фабрики, цифровые продукты посыпались во множестве, в том числе по моторному бизнесу, начала развиваться тема удаленного урегулирования убытков, появились полисы страхования от COVID-19. Страховщики спешно дорабатывали собственные мобильные приложения (в первую очередь для автовладельцев) и наполняли их сервисами.
К концу года почти все продукты «Ингосстраха» были переведены в электронную форму, говорит замгендиректора компании Илья Соломатин. По его словам, так же поступили все ведущие игроки страхового рынка.
Глава комитета РСА по цифровым технологиям, генеральный директор СК «АльфаСтрахование» Владимир Скворцов считает 2020 год «годом цифрового прорыва». Страховщики сдали экзамен, в кратчайшие сроки они перевели в удаленку отношения с клиентами, собственными сотрудниками и службами, а также с госорганами. Решается задача создания непрерывности во всех звеньях цифрового взаимодействия с клиентами - от продажи полиса до урегулирования убытка. В этом году впервые ВСС представил цифровой рейтинг страховщиков - это возможность для отрасли взглянуть со стороны на уровень ее цифровизации, считает Скворцов, работа в этом направлении продолжится.
Следующий год на рынке ОСАГО пройдет под знаком удаленного урегулирования, полагают в РСА. Союзом создан специальный комитет, отрабатываются методики и стандарты удаленной подачи заявления на урегулирование убытка в ОСАГО и электронного направления поврежденной машины на осмотр, следом будет отработан формат дистанционного направления транспортного средства в ремонт, сложится полный цикл удаленного урегулирования в ОСАГО.
В этом году РСА запустил мобильное приложение «Помощник ОСАГО», запуск первого суперсервиса с использованием государственных баз данных - предмет гордости страховщиков.
Кроме того, РСА обновил IT-систему АИС 2.0, база данных стала чище, что позволит избежать ошибок и возможных конфликтов с клиентами автостраховщиков в будущем.
«В тысячу раз в этом году увеличилось число платных запросов в Бюро страховых историй, в основном запросы направляются страховщиками для оценки рисков перед заключением договоров ОСАГО и каско или для урегулирования моторных убытков», - сообщил Уфимцев.
Этот год подарил ОМС телемедицину. Система ОМС вынужденно перенимала опыт, активно внедряемый коммерческими медстраховщиками, телемедицина входит в региональные программы ОМС по всей стране.
Казалось, под натиском цифровизации время агентских моделей страховых компаний уходит. Но это не так. Классическая агентская компания «РЕСО-Гарантия» нарастила численность страховых агентов на 13% за 9 месяцев года, согласно данным ЦБ. «Вера в эффективность агентской модели бизнеса у нас только укрепляется. При падающих доходах в кризис люди не бегут покупать полисы, у них другие приоритеты. Естественный спрос на страхование - минимален. Страховой агент способен убедить человека в необходимости приобретения страховой защиты или в продлении договора. Агент оказывает поддержку страхователю при наступлении убытка», - отметил Иванов из «РЕСО-Гарантии».
Конфликты года
«Отечественные страховщики достойно завершили год, они выдержали испытание цифровизацией, но этот период принес угрозы этатизации, - заявил «Интерфаксу» президент ВСС Игорь Юргенс. - В начале пандемии поддержка регулятора прекрасно сработала, к концу года страховщики ощутили возврат к избыточному регулированию без поблажек или стимулов в фискальной и налоговой областях».
Главный конфликт года был связан с попыткой ужесточения условий работы страховщиков в ОМС, которое грозило обвальной потерей рентабельности. Угроза материализовалась в техническом законопроекте с поправками к трехлетнему бюджету Федерального фонда ОМС и в закон об ОМС. Поправки требовали сокращения вдвое коридора расходов на ведение дел (РВД) для страховщиков ОМС с 1 января 2021 года. Они также выводили работу федеральных медцентров в особую зону, то есть возвращали в плоскость прямого бюджетного финансирования через договоры с ФФОМС. Фонд становился и источником финансирования, и органом контроля, и ответчиком на жалобы пациентов, которые лечатся в федеральных медцентрах, где оказывается высокотехнологичная помощь. Позже, в устных обсуждениях власти обещали страховщикам ОМС сужение функционала и нагрузки при снижении финансирования. Это означало сокращение пунктов выдачи полисов, персонала по работе с застрахованными вместо ожидаемого развития института страховых представителей для защиты интересов пациентов.
Страховщики восстали - полетели обращения ВСС в адрес президента и премьера, в ЦБ, в РСПП. В дело вмешался ЦБ с расчетами, которые доказывали, что сохранить финустойчивость десяткам компаний при таком эксперименте не удастся. Голос регулятора был решающим, силами ЦБ, правительства и депутатов был найден компромисс: коридор РВД для страховщиков меняется, но не столь драматично. Вместо нынешних 1-2% средств на оплату медуслуг в ОМС коридор установлен на уровне 0,8-1,1%. Роль страховщиков в дальнейшем должна уточняться в нормативных актах фонда ОМС, но их пока нет. Декабрьскими поручениями президента уже после принятия поправок в закон поставлена задача правительству, ЦБ, ВСС и пациентским сообществам разработать систему поквартального мониторинга состояния дел в ОМС.
Досадной потерей года страховщики считают закрытие московской программы льготного страхования жилья после 23 лет работы. Конечно, программа требовала обновления. Плата 2 рубля за страхование каждого квадратного метра жилья в полисе была доступной, но и сумма выплат по такому полису невелика. Программа была профицитной для городского бюджета и выгодной для страховщиков. По ней страховалось более 50% столичных квартир. С 2021 года для жителей столицы будет доступно только коммерческое страхование. Программа считалась флагманской с точки зрения методики и работоспособности, на нее равнялся Минфин и законодатели при создании закона о страховании жилья от ЧС. Ни один регион РФ своей программы по страхованию жилья от ЧС за 2 года жизни закона не принял, хотя ЧС происходят регулярно. Теперь закрыт и московский образец. Таким образом, федеральный закон о добровольном страховании жилья сейчас жив только на бумаге. Закон не поддерживают регионы, скептически воспринимают его страховщики.
Еще одной темой для конфликта года стала инициатива ЦБ и законопроект депутатов на ту же тему - о передаче специально созданной «дочке» Банка России информационных баз страховщиков, в том числе по обязательным и видам страхования. «Дочка» ЦБ, согласно проекту закона, должна создавать бюро страховых историй по всем основным видам страхования. В новой структуре страховщикам предложен совещательный голос при принятии решений. Цель проекта благая - формирование больших данных по страховому рынку, новые возможности для финансирования проекта. При этом статистику из новой базы данных страховщикам придется покупать. «IT-базы страховых союзов создавались на средства страховщиков, часто в силу требований законов об обязательном страховании, они рабочий инструмент для страховых компаний. По подсчетам ВСС, общие затраты на создание баз за все годы достигают 10 млрд рублей. Законопроект пока не обсуждался глубоко, конфликтная тема плавно перетекает на следующий год», - сказал Юргенс.
Платежный суперагент
Год противостояния эпидемии превратил госстраховщика - Фонд социального страхования (ФСС) в государственного платежного суперагента, поскольку ему пришлось осуществлять новые и дополнительные функции по поручению правительства. ФСС участвует в организации спецвыплат врачам, медперсоналу, работающему в «красных зонах» по всей стране, а также работникам социальной сферы. Кроме того, ФСС производит выплаты работникам старше 65 лет, которые оставались дома в период ограничений. В первую волну карантина этой категории подобные выплаты шли одновременно по всей стране, теперь они производятся по реестрам тех регионов, где ограничения действуют до сих пор. Весной ФСС также проводил выплаты вернувшимся из-за границы гражданам, которые не могли выйти на работу из-за карантина, и членам их семей.
В этом году были приняты изменения в закон об обязательном страховании работников от несчастного случая на производстве, которые определяли особо порядок выплат получившим инвалидность из-за от COVID-19 или погибшим из-за этой болезни врачам.
В 2021 году ФСС предстоит работа над тремя проектами, где его функция организатора выплат окажется определяющей. Последние восемь крупнейших регионов России перейдут на систему «прямых выплат» за счет средств фонда при оплате больничных листов, а также при выплате социальных пособий, будет продолжен проект «электронный больничный», со следующего года начнется реализация проекта «электронный сертификат» для приобретения инвалидами технических средств реабилитации.
Пилотный проект «прямые выплаты» был начат Минтрудом и ФСС в 2011 году, он устраняет из цепочки расчетов по больничным листам за счет ФСС работодателей, деньги фонд людям выплачивает напрямую, это упрощает и ускоряет получение больничных и соцвыплат. С 1 января система «прямых выплат» будет действовать уже по всей территории страны. Подключаются Москва и Подмосковье, Петербург, Краснодарский и Пермский края, Свердловская и Челябинская области, Ханты-Мансийский округ и Югра. На эти регионы приходится порядка 40% всех работающих в стране, в них зарегистрировано свыше 2 тыс. работодателей, насчитывается более 19,7 млн застрахованных.
Жалоб меньше
Количество жалоб в Банк России на субъекты страхового дела за 9 месяцев этого года упало на 28% по сравнению с тремя кварталами 2019 года и составило более 23 тысяч. Из всех поступивших жалоб 79% касаются ОСАГО. Жалобы на страховщиков жизни - менее 1%.
Главный финуполномоченный Юрий Воронин сообщил «Интерфаксу», что «за период с 1 января по 30 ноября 2020 года в Службу финансового уполномоченного поступило около 171,6 тыс. обращений. Лидирующую позицию занимают споры, связанные со страховым возмещением по договорам ОСАГО (143 тыс. или 83,5%), на втором месте - обращения по страхованию жизни (9,2 тыс., или 5,4%), на третьем - страхование от несчастных случаев и болезней (6,7 тыс. - 3,9%).
С 1 января служба заработает в полную силу. По закону, заявления на рассмотрение споров в досудебном порядке будут приниматься службой не только от физлиц-клиентов страховщиков и микрофинансовых организаций, но от таких же клиентов банков и НПФов.
Весь 2020 год работал на смену парадигмы восприятия потребителя и клиента на страховом рынке. Эта фигура оказалась стержнем, объединяющим самые разные сюжеты, которые волновали рынок в уходящем году. Цифровые сервисы и мобильные приложения, новые антиCOVIDные продукты и упрощение клиентских путей, телемедицина, демократизация продаж полисов через посредников, создание системы гарантий в страховании жизни, появление концепции удешевления страхования по ипотеке, планы расширения налоговых льгот для покупателей долгосрочных полисов страхования жизни - все сходилось на интересах клиента. Так год жестоких вызовов для человека оказался годом гуманизации - и вынужденной, и добровольной - для страховщиков.
Вся пресса за 29 декабря 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Столица, Технологии, Социальное страхование, Регулирование, Агенты, Страхование недвижимости, Кризис и страхование, Хайтек и инновации, Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|